33 кю. "Магия го"

* Взрослым читателям.

Вашему вниманию предлагается статья с размышлениями о психологическом и педагогическом аспекте игры Го.  Материал опубликован с незначительными стилистическими изменениями.

 

"Магия Го"

(Cho Chikun, мастер 9 дана, владелец наибольшего числа титулов за всю историю Го)

 

 

 

 

 

 

 

 

Только недавно образовательное значение игр и их роль в развитии интеллектуальных способностей у детей были оценены. Ряд исследований на Западе показал, что игра в шахматы ведет не только к раннему развитию мозга, но и приносит общественную и личную пользу юным игрокам, также как и способствует успехам в школьном обучении вообще. Тем не менее, все исследования на Западе, посвященные этой теме, пренебрегают игрой го, наиболее воздействующей на умственные способности игроков. Почему же го столь эффективно для образования молодежи?

 

 

Японские психологи тестировали детей, играющих в го. Их исследования подтверждают: изучение го - лучший способ развития прирожденных способностей. Стратегия го всеобъемлюща: действия в одной части доски оказывают влияние на все остальные. В противоположность этому, детский взгляд на мир является узким. Однако, играя в го, дети быстро приучаются к широкому обозрению мира со своей точки зрения. И чем раньше начинается обучение игре го, тем лучше результаты. Лучший возраст для начала обучения - 4-5 лет. В этот период у детей мозг развит на 65-70%, так что польза от занятий го для процесса мышления оптимальна. К тому же дети получают удовольствие от игры, так как она является развлечением. Одно из самых важных, что дает го детям - способность концентрироваться. Сосредоточение на игре - следствие удовлетворения от процесса игры. Более того, через концентрацию на таком трудном, требующем анализа множества вариантов и их результатов процессе, они проявляют чудеса памяти и максимально напрягают умственные способности. В этом процессе им приходится представлять в уме, какие гипотетические последовательности ходов могут возникнуть на доске, отслеживая множество анализируемых вариантов, и, наконец, приходить к выбору своих ходов на основе всего этого анализа.

 

 

Трудно найти другой такой пример усилий при которых бы дети использовали свои умственные способности столь интенсивно одновременно с получением удовольствия от процесса. С уверенностью можно сказать, что способность к концентрации вовсе не приходит сама собой. Люди учатся сосредотачиваться путем занятия тем, что им интересно. Но есть разного рода концентрация: пассивная и активная. Дети могут быть поглощены просмотром любимых TV-программ, но это пассивный вид концентрации. Когда вы играете в игру типа го, вам приходится напрягать весь свой ум. Если вы наблюдали за детьми, поглощенными игрой го, то могли заметить, что их взгляд прикован к доске и ничто не может отвлечь их. В конце концов эта способность к концентрации может быть легко перенесена на другие сферы обучения. Это может быть причиной того, что многие студенты престижных вузов, таких как Университет Токио (японский Гарвард), являются сильными игроками го. При поверхностном взгляде может показаться, что, то количество суммарных усилий, которое требуется при подготовке для сдачи вступительных экзаменов в такие вузы, должно было бы устранить расточительство времени на игру го. Однако скорее наоборот - предшествовавшее изучение го позволило таким студентам преодолеть конкурсный барьер.

 

 

Одно из уникальных свойств го - необходимость использовать как интуитивные, так и аналитические способности в процессе игры. В ранней стадии партии имеется столь богатый выбор, что нельзя с уверенностью сказать, какой из возможных ходов лучший. Конечно, есть стратегические принципы, которыми можно руководствоваться, но даже сильнейшие игроки должны в конечном счете опираться на интуицию. Но по ходу игры аналитические способности приобретают все более и более важную роль, вплоть до финальной стадии партии, когда это становится главенствующим фактором.

 

 

Аналитически шахматы могут быть сопоставлены с го, но с точки зрения развития чьих-либо творческих способностей шахматы оказываются меньше на целую размерность. Для объяснения этого необходимы некоторые знания о мозге. Человеческий мозг разделен на два полушария: правое и левое. Вообще, левое доминирует у правшей. Логические и лингвистические способности также контролируются этим полушарием. У левшей доминирующее - правое полушарие. Большинство интуитивных способностей, таких как музыкальные или распознавание сложных образов, контролируются этим полушарием. В науке хорошо изучены случаи, когда одно из полушарий повреждается. Если у игрока го повреждено правое полушарие, то начальная стадия партии в его игре становится очень слабой, но средняя и завершающая стадии остаются сильными. Если повреждено левое - то начало остается сильным, но середина и окончание становятся слабыми. Восстановление повреждений мозга происходит медленно. Замечено, что левши восстанавливают свою речь соответственно быстрее. Удивительно, но игроки го, приступившие к интенсивным занятиям в четырех-, пятилетнем возрасте, восстанавливают речь после повреждения центральной нервной системы, аналогично левшам, даже если они сами - правши. Использование только одной половины мозга - неэффективно. Как бы то ни было, а игра го развивает в равной степени логические и творческие способности.

 

 

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОВЫШАТЬ СВОЕ МАСТЕРСТВО, ТО НАДО КАЖДЫЙ ДЕНЬ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ!